Страхование транспорта

Транспортный комплекс Украины состоит из железных дорог , морских пароходств , акционерной компании «Укрречфлот» , десятка авиакомпаний , предприятий автомобильного транспорта , десятки тысяч километров трубопроводов . В сфере транспорта занято около 20% трудоспособного населения Украины . На него приходится приблизительно 30% основных фондов.

Транспортный комплекс относится к объектам повышенной опасности, поэтому деятельность его отдельных элементов должна иметь страховую защиту - полисы на страхование. Страхование транспорта проводится как в добровольной так и обязательной форме и разделяется на такие виды:

  • § Страхование авиационного транспорта;
  • § Страхование водного транспорта (морского и речного);
  • § Страхование наземного транспорта;
  • § Страхование грузов.

К обязательным видам страхования относится страхование водного и авиационного транспорта, а страхование наземного транспорта и грузов осуществляется , как правило ,в добровольной форме.

Объектами страхования в каждом из видов , в основном , являются транспортные средства и грузы , перевозимые ими.

Страхование транспортных средств именуется КАСКО , а грузов - КАРГО страхованием.

Страхование авиационного транспорта осуществляется согласно Порядка и правил обязательного авиационного страхования авиации (Постановление КМУ от 12 октября 2003 г.).

Объектом авиационного страхования являются имущественные интересы , связанные с полной гибелью судна или повреждением отдельных его частей , систем и элементов конструкции . Исчезновение судна без вести тоже считается полной гибелью судна .

Наиболее распространенным видом страховой защиты является страхование от всех рисков, которое означает, что страховщик возмещает убытки от гибели или повреждения авиатранспортного средства вследствие любой причины во время полета. При этом риск, который страхуется, разбивается на этапы:

Такая разбивка связана с различными франшизами, применяемые на каждом из этих этапов.

Страховая сумма не должна быть меньше балансовой стоимости судна. Страховые тарифы устанавливаются, как правило, в пределах 6 - 10% страховой суммы.

При определении страховых тарифов по страхованию "авиа-каско" учитываются:

  • § данные об аварии и страхователе;
  • § технический уровень обслуживания самолетов;
  • § квалификация и опыт пилотов;
  • § характер осуществляемых операций.

Договоры  авиационного страхования заключаются на любой срок или на выполнение демонстрационных перелетов, чартерных рейсов и т.п..

Ущерб определяется на основании технического осмотра судна после его повреждения и документов обосновывающих затраты на ремонт, а в случае гибели - акт списания воздушного судна.

Из страховой ответственности исключаются случаи, которые также характерны для всех видов транспортного страхования. Вместе с тем есть и специфические исключения этого вида транспорта, а именно:

  • § использование воздушных объектов для выполнения работ, не предусмотренных договором страхования или расположены за пределами установленной территории (если это не обусловлено чрезвычайными обстоятельствами);
  • § управления воздушным аппаратом лицом, не имеющим на это прав;
  • § перегрузки самолета или вертолета пассажирами или грузом.

К наземному транспорту относятся автомобильный, железнодорожный и трубопроводный. Рассмотрим особенности страхования наиболее распространенного транспорта - автомобильного.

Страхование средств автомобильного транспорта может осуществляться от таких страховых рисков:

  • • дорожно - транспортного происшествия (ДТП) , повреждение транспортного средства вследствие ДТП, утраты транспортного средства в результате ДТП.
  • • огневых рисков и рисков стихийных явлений - повреждения или утраты транспортного средства вследствие стихийного бедствия (буря, наводнение, землетрясение, другие аномальные атмосферные и геологические явления), нападение животных, а также пожара или взрыва в транспортном средстве;
  • • противоправных действий третьих лиц (кража или повреждение при попытке угона транспортного средства, преднамеренных действий третьих лиц).

При страховании транспортного средства по нескольким рискам одновременно страхователю может предоставляться скидка в размере от 10% до 20% страхового платежа.

Страховая сумма определяется по соглашению сторон и на основании документов о приобретении (справка-счет или другие документы). В случае отсутствия таких документов возможна экспертная оценка транспортного средства. В каждой страховой компании, которая осуществляет этот вид страхования, как правило, есть свои специалисты-эксперты.

На страхование принимаются все марки автомобилей, которым, как правило, не более 10 лет. Хотя есть программы страхования по КАСКО на транспорт любого возраста.

В правилах страхования транспортных средств отмечается, что размер страховых платежей определяется по тарифным ставкам, которые зависят от:

  • § типа автомобиля, его назначения , условий эксплуатации;
  • § технических характеристик;
  • § места хранения, наличия противоугонных устройств;
  • § принадлежности (государственному предприятию, другому субъекту хозяйствования или гражданину на праве индивидуальной собственности);
  • § стажа водителя и других факторов.

Страхователям, которые безаварийно эксплуатируют транспортные средства при непрерывном ежегодном страховании, может устанавливаться скидка страхового платежа в размере 5-10% за каждый год безаварийной эксплуатации, но не более 50% общего размера платежа.

Страхователь должен знать, что договор страхования не предусматривает страхового покрытия при управлении транспортным средством в стадии алкогольного или наркотического опьянения, при совершении страхователем уголовного преступления, и тому подобное.

Страховой ущерб при страховании транспортных средств определяется:

  • § при краже - по его стоимости с учетом износа на момент наступления страхового случая;
  • § при уничтожении - по его стоимости с учетом износа за вычетом стоимости остатков (возможно и обесцененных), пригодных для дальнейшего использования;
  • § при повреждении - по стоимости ремонта в следующем порядке:

*oтдельно к стоимости новых деталей, уменьшенной в соответствии с процентом износа, который указывается в договоре страхования, прибавляется стоимость ремонтных работ, далее вычитается стоимость остатков, пригодных для дальнейшего использования и переоцененных в соответствии с процентом износа и степени их обесценивания, вызванные страховым случаем;

*oтдельно включаются расходы на спасение транспортного средства (в том числе и дополнительный ущерб, вызванный спасением людей) во время страхового случая, на приведение его в порядок и его транспортировку до ближайшего ремонтного пункта или постоянного места жительства (но не дальше ближайшего ремонтного пункта) ;

*отдельно страховщик оплачивает стоимость работ по составлению сметы потерь на ремонт, кроме того страховщик оплачивает ущерб потери товарного вида автотранспортного средства.

Рассматривая морское страхование, нельзя не обратиться к историческим корням этого вида.

Морское страхование - один из самых, древних видов страхования, раннее возникновение которого объясняется, прежде всего тем, что с мореплаванием, которое более всего подвергается воздействию стихии, связана торговля. Морские суда и грузы, которыми перевозились, имели значительные стоимости, и, следовательно, их гибель или повреждение наносили владельцу большие убытки. Считают, что морское страхование существовало еще во времена левантийской империи (900-700р. До н.э.).

Значительное распространение морское страхование получило в середине XIV в. в городах Северной и Центральной Италии, которые были в то время основными центрами морской торговли (Флоренция, Генуя). Именно в Генуе был издан первый полис морского страхования, датированный 1347р.

Первый английский закон о морском страховании был принят в 1601 г.

Следует отметить, что морское судоходство, даже при современных средствах техники судостроения и судовождения, связано с повышенной опасностью. В рейсе судно и груз может погибнуть или получить повреждения в результате шторма, посадки на мель и т.п. Все эти случаи являются страховыми.

Объектами морского страхования являются:

· Суда (обязательно страхуют находящиеся на ремонте за границей принято страховать также суда, плавающие в районах, пребывание в которых связано с риском (Антарктика), а также суда строящиеся на верфях . Интерес в страховании судов принадлежит тому, кто несет риск случайной гибели или повреждения судна;

· Груз - наиболее распространенный объект морского страхования. Страховой интерес в грузе имеет любое лицо, которое может потерпеть убытки от гибели или повреждения груза-владелец, перевозчик;

· Фрахт - доходы от фрахта, которые получает судовладелец. В фрахте имеет страховой интерес перевозчик или грузовладелец зависимости от того, кто из них может понести убытки (недополучение доходов);

· Ответственность-правовая (гражданская) судовладельца или грузоперевозчика.

Кратко рассмотрим страхования судов.

Так объем страховой защиты при страховании самих судов устанавливается по следующим основным условиям ответственности за:

  • • полную гибель и повреждения;
  • • гибель, включая расходы на спасение,

Тарифные ставки определяются в зависимости от:

  • · Стоимости судна;
  • · Страховой оценки и страховой суммы;
  • · Основных технических данных судна;
  • · Давности построения судна и характера его эксплуатации;
  • · Районов и маршрутов плавания;
  • · Количества судов, заявленных на страхование;
  • · Времени года и т.д..

В целом тарифные ставки могут колебаться от 1 до 3% для морских судов и от 0,5 до 2% для речных судов. Тарифные ставки вследствие большого количества видов, типов, классов судов, широкой географии их эксплуатации могут увеличиваться или уменьшаться. Например, за плавание в арктических водах, где существует ледовая опасность, преимущественно устанавливается дополнительная, так называемая экстра-премия.